Об истории появления в Комрате собора Иоанна Предтечи знает достаточно ограниченный круг людей. Известный молдавский историк, представитель Академии наук Иван Думиника специально ко Храму Комрата подготовил материал, рассказывающий о главном соборном комплексе Гагаузии.
Текст: Иван Думиника, доктор истории,
Институт культурного наследия
Министерства образования, культуры и исследований
Республики Молдова
В Комрате очередной раз торжественно отметили престольный праздник, который непосредственно связан с местным Иоанно-Предтеченским собором. В связи с этим, можно было прочитать, что собор был основан в 1840 г. или и того более в 1820 г. Таким образом возникает необходимость уточнения некоторых исторических дат, связанных со становлением главного храма Комрата – Иоанно-Предтеченского собора.
Прежде всего, отметим, что в царский период комратчане отмечали свой престольный праздник (собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) по старому стилю – 7 января. Это продолжалось и в межвоенный период, во время вхождения Бессарабии в состав королевства Румыния. Когда 1 апреля 1919 г. в Румынии официально перешли на новый стиль (день 1 апреля стал считаться 14 апреля), среди большинства бессарабцев (в том числе среди болгар и гагаузов) оставалось предпочтение старого стиля. Уже в составе СССР произошла постепенная адаптация к григорианскому календарю (новый стиль), который был принят в России еще 14 февраля 1918 г., поэтому в наше время, то есть с конца 80-х гг. XX в., комратчане отмечают свой престольный праздник не 7 января, как это было раньше, а 20 января – по новому стилю.
Отметим, что первая церковь в Комрате была построена в 1822 г., она носила имя Успения Пресвятой Богородицы. Здание храма возведено на средства колониста Стояна Георгиева Гроздева. Церковь была деревянной на каменном фундаменте, при ней располагалась деревянная колокольня (НАРМ. Ф. 208, оп. 14, д. 1, л. 93).
Из-за увеличения численности населения Комрата возникла необходимость в новом более обширном храме, к тому же со временем здание Успенской церкви обветшало. Таким образом, было принято решение возвести новый большой храм в центре колонии. Им стал Иоанно-Предтеченский собор. Этот храм был построен и освещен в 1856 г. «тщанием и иждивением общества, при заботливости попечителей и попечении настоятеля протоиерея Феодосия Мураневича» (НАРМ. Ф. 208, оп. 10, д. 11, л. 280). Указанная дата подтверждается «Клировой ведомостью» Комратского Иоанно-Предтеченского собора, составленной местными священниками спустя лишь год (в 1857 г.) после того, как новый храм открыл свои двери для комратских прихожан.
Храм возведен в русско-византийском стиле. Документы того времени описывают собор следующим образом: «Здание каменное с пятью куполами, с позолоченными шарами и крестами» (НАРМ. Ф. 208, оп. 10, д. 11, л. 280). Со временем церковное здание как внутри, так и извне было отремонтировано. Комратчане принимали активное участие в обновлении родного храма. Так, только в 1873 г. прихожане пожертвовали на ремонт собора 6 231 руб. (КЕВ. 1882, № 7, с. 410).
Также представляет интерес вопрос о колокольне, находящейся отдельно от собора. Первоначально при храме была временно построена деревянная колокольня на двух столбах. Однако уже в 1882 г. собор был оснащен каменной 4-ярусной колокольней с двумя боковыми комнатами при ней. Согласно данным за 1907 г., в одной из них располагался церковный сторож. В том же году отмечается наличие вокруг собора железной ограды, установленной на каменном фундаменте (НАРМ. Ф. 208, оп. 10, д. 128, л. 114; оп. 12, д. 112, л. 9).
На звоннице собора установлено 8 колоколов, кроме того, 3 небольших колокола находятся в самом храме. Известно, что главный колокол (весом в 2,5 тонны) отлит в городе Немиров Подольской губернии, на заводе Георгия Владимировича Радзиховского. Барельеф на его внешней поверхности запечатлел портрет жителя Комрата из семейства Буклукчу, который являлся одним из ктиторов. Средний колокол, как и большая часть остальных колоколов собора, был отлит в Москве, на заводе почетного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина, в 1870 г. (Бойков В., Димогло С. Православные храмы Гагаузии. Кишинев, 2011, с. 14).
Внутренний вид Иоанно-Предтеченского собора также производил впечатление. По свидетельству современников (начало XX в.), особенно бросались в глаза роспись и полы. Расписывали собор ученики известного русского художника-живописца Виктора Михайловича Васнецова – Фрик и Юшков. Полы были сделаны из плитки «Маревиль», изготовленной в польском городе Радом. Для ее укладки оттуда в Комрат специально приезжал мастер. К слову, такой же плиткой был покрыт и пол кафедрального храма города Кишинев – Собора Рождества Христова.
Поскольку новая церковь была главной по отношению к уже существовавшему Успенскому храму и при ней служило несколько священников, то она получила статус собора. В первые годы после открытия Иоанно-Предтеченского храма здесь было положено служить 3 священникам (из них 1 был старшим священником), 1 дьякону, 3 дьячкам и 4 пономарям. В 1873 г. был утвержден новый штат для священнослужителей Комратского собора, состоявший из 3-х священников, 1 дьякона и 3 псаломщиков. При храме имелось 240 десятин земли (1 десятина = 1,09 га). На содержание церковнослужителей местное общество выделяло 2000 руб. в год (НАРМ. Ф. 208, оп. 10, д. 18, л. 4).
После открытия Иоанно-Предтеченского собора обветшавшая на тот момент Успенская церковь была переведена из разряда «приходской» в категорию «кладбищенской» церкви, и в 1873 г. ее приписали к собору. Таким образом, священники Иоанно-Предтеченского собора должны были служить и в Успенской церкви.
В 1891 г. церковь была закрыта, однако из-за необходимости обслуживания многочисленного населения Комрата (в начале XX в. здесь насчитывалось 12 тыс. человек) было принято решение о постройке нового здания для храма. Уже в 1900 г. для Успенской церкви было построено новое кирпичное здание на каменном фундаменте. При ней была обустроена кирпичная колокольня, покрытая железом. После возобновления своей деятельности эта церковь осталась приписной к Иоанно-Предтеченскому собору (НАРМ. Ф. 208, оп. 10, д. 142, л. 114).
Комратский собор своим величественным видом не раз привлекал внимание посещавших здешние места исследователей. Так, офицер Генерального штаба Русской императорской армии Александр Иосифович Защук, описывая в 1862 г. колонию Комрат, особо останавливается на Иоанно-Предтеченском соборе, называя его «лучшим в области». По мнению А. И. Защука, «здешняя церковь уступает в красоте только Кишиневскому кафедральному собору» (Защук А. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Бессарабская область. Ч. I. СПб., 1862, с. 95, 190).
Местный учитель Николай Иванович Бельбенко в 1884 г. отмечал прекрасную архитектуру собора, который «особенно отличается внутренним благолепием и богатством разнообразных церковных вещей» (Цит. по: Булгар С. История города Комрата. Кишинев, 2008, с. 64).
Автоном Вылков, служивший приходским священником в местном соборе (1903–1906), в своих воспоминаниях называет его «украшением Комрата», а жизнь в самом Комрате – «живой и захватывающей», добавляя при этом, что обычаи, подарки, хорошее отношение прихожан удерживали в Комрате на всю жизнь большинство священников, которым довелось здесь служить.
Известный теолог и писатель Гала Галактион, увидевший Комратский собор в 1932 г., с восхищением подчеркивал, что «эта церковь достойна находиться в каком-либо более высоком по статусу городе». Отмечая ее сходство с Кишиневским кафедральным собором, автор заключает, что Комратский собор все-же выглядит более гордым и внушительным (Galaction G. Zile Basarabene. Chișinău, 1993, p. 120).
Приведенные выше данные позволяют нам с уверенностью поставить точку в вопросе датировки открытия Комратского собора. Годом, когда этот храм впервые открыл свои двери для прихожан, следует считать 1856 г. Таким образом, в следующем, 2021 г. комратчане будут праздновать 165-летие этого знаменательного события. Надеемся, что местные власти возьмут за основание результаты данного исследования и торжественно отметят юбилей своей духовной жемчужины.